Электронные торговые площадки помогут снизить стоимость столового яйца для конечного потребителя
По первым данным Росстата за 2022 год, рост цен на столовое яйцо замедлился и даже наметилась тенденция к некоторой коррекции в сторону снижения. Так, если в период с 1 по 10 января 2022 года яйцо куриное в среднем по стране стало дороже на 0,1%, в том числе в 42 субъектах Российской Федерации – на 0,1-2,9%, а в 17 – на 0,1-1,7%, то в период с 22 по 28 января – оно подешевело на 1,0%, в том числе в 69 субъектах Российской Федерации – на 0,1-4,5%.
Если же посмотреть статистику Росстата за прошлый год, то мы увидим, что по итогам года рост цен на столовое яйцо составил 16,01%, что выше уровня годовой инфляции (8,39%) практически в два раза. Поэтому определенная корректировка цен с начала года ожидаема. Правда, различные факторы работают разнонаправленно. Определенно можно сказать о растущей мировой и российской инфляции. Дорожает все необходимое для птицеводства: электричество, комбикорма, добавки, ветеринарные препараты, рабочая сила. Например, в прошлом году только пшеница прибавила 30%, а медикаменты 25%.
«На рынке столового яйца есть четко выраженный сезонный дисбаланс спроса и предложения. Если цикл наращивания производственных мощностей в яйце достаточно долгий и зависит от массы факторов, то в моменте он характеризуется ярко выраженными сезонными колебаниями спроса в течение года – разница стоимости в высокий и низкий по спросу сезон может достигать более 50%. Поэтому в первом квартале, скорее всего, можно ожидать возобновление роста цен на столовое яйцо, как это было в 4 квартале прошлого года. Однако во II–III квартале ситуация коренным образом поменяется, а если точнее – то сразу после празднования Светлой Пасхи. Тогда столовое яйцо будет фактически реализовываться по себестоимости, а в какие-то моменты биржевая цена будет даже ниже уровня себестоимости», – говорит основатель АО «АгроТаргет» Дмитрий Лебедев.
Выход из сложившейся ситуации, по мнению эксперта, лежит в развитии отраслевых электронных торговых площадок АПК, которые позволили бы организовать и участвовать в торгах по яйцу в рамках прозрачных сделок с минимальными трудовыми и временными затратами с проверенными контрагентами, имеющими электронно-цифровую подпись и внесшими обеспечительный платеж на эскроу-счет, учитывающих сезонные колебания цен и уровень спроса! Благодаря экосистемам вокруг отраслевых электронных торговых площадок АПК можно будет сократить путь от производителя до потребителя посредством преодоления неразвитости информационных каналов и временных ограничений.
«Создание специализированных электронных торговых площадок станет эффективным механизмом перераспределения товарных потоков, которые сгладят сезонный фактор на рынке столового яйца и при этом позволит всем участникам производственной цепочки иметь необходимую маржинальность для своего развития. Наш проект «Escrow Operator Agro Exchange», который мы реализуем при поддержке Фонда «Сколково», как раз предлагает эффективный инструмент для стейкхолдеров агропромышленного комплекса», – отметил Дмитрий Лебедев.