Подъемно-поворотное приспособление для починки грузовых и тракторных двигателей в полевых условиях

При проведении буровых работ в тяжелых геологических условиях полезно иметь передвижную мастерскую для починки грузовых и тракторных двигателей весом до двух тонн. Известные приспособления для починки слишком громоздки для такой мастерской. Поэтому предпринята попытка создания набора общепринятых приспособлений в условиях полевой передвижной мастерской, в частности, подъемно-поворотного приспособления для починки тяжелого двигателя. Пользуемся им 3 года, и видимо, на всем белом свете такого больше нет.
18 лет занимаемся бурением скважин на воду на севере Подмосковья, в грунтах, насыщенных камнями, оставленных Московским оледенением 125 тысяч лет тому назад. Особенности работы: мы либо бурим, либо ремонтируемся. Поэтому придумали, сделали и применяем необычное подъемно-поворотное приспособление для починки грузовых и тракторных двигателей.
Особенности подъемно-поворотного приспособления:
- Пригодно для поворота любого двигателя с парой параллельных фланцев блока цилиндров.
- Пригодно для двигателей весом до двух тонн.
- Весит менее 100 кг. Длина – 1600 мм. Перевозится в легковом авто.
- Двигатель чинится на деревянной подставке.
Двигатель поворачивают над подставкой различными способами:
- редуктором,
- редуктором и ручным тормозом,
- монтажкой и ручным тормозом,
- ручным тормозом и подбором положения оси вращения двигателя относительно центра тяжести двигателя.
Работа с приспособлением:
- В резьбовые отверстия фланцев ввинчиваются шпильки. В гладкие отверстия вставляются болты.
- На шпильки (болты) последовательно надеваются детали приспособления.
- Редуктор нанизывается на ось и крепится одной гайкой. Цепляются цепи.
- Сообразно размерам двигателя по траверсе перемещают подвесы: левый - с шагом 100 мм, правый – плавно. Гайкой настраивают длину правого подвеса в пределах 150 мм.
- Двигатель приподнимают над подставкой. Возможно, силовым винтом подвес траверсы перемещают для выравнивания положения двигателя.
- Двигатель поворачивают. Возможно, силовым винтом подвес траверсы перемещают, и двигатель опускают на подставку.

Фото. Подъемно-поворотное приспособление для ремонта двигателей.
Особенности использования:
- Приспособление можно целиком собрать и хранить на цепях траверсы и в таком виде крепить к двигателю, что удобно при починке одинаковых двигателей.
- По своему желанию моторист может поворачивать двигатель не только редуктором, но монтажкой или ручным тормозом управлять самопроизвольным вращением двигателя.
- Можно отказаться от использования и редуктора, и монтажки, если моторист, сняв или установив тяжелый узел (коленчатый вал, головку блока цилиндров), сумеет определить новое положение центра тяжести двигателя и, ослабив четыре гайки приспособления, изменит положение оси вращения двигателя. Затем приподнятый над подставкой двигатель будет поворачиваться самопроизвольно, управляясь ручным тормозом.
- Подставка подбита резиной так, что ее сила трения о пол, больше силы трения о пол башмаков моториста. Возможно, при больших усилиях закручивания или откручивания крепежа, в нижнюю часть двигателя нужно вкрутить четыре шпильки, которые упрутся в подставку и не позволят двигателю шевелиться.
- Отдельно взятая траверса с перемещаемым подвесом может быть полезна при установке двигателя в моторный отсек, например, вместе с коробкой переключения передач: перемещая место подвески траверсы, подвешенный на ней двигатель можно наклонять.
Приспособление применяем в передвижной мастерской для ремонта грузовых и тракторных двигателей в полевых условиях. Опыт бурения показывает: стоимость доставки неисправного авто бурового станка или его неисправного двигателя в обычную мастерскую может превышать стоимость починки, а качество работ в многолюдной мастерской с исторически сложившимся низким уровнем производственных отношений несравнимо с качеством работы Мастера и его ученика.
Преимущества приспособления:
- приспособление висит, а не стоит, и его растягиваемые части меньше и легче, чем сжимаемые в кантователях, описанных в [1,2];
- приспособление легче и быстрее перемещать по мастерской;
- прижатое к стене мастерской, оно не занимает место;
- себестоимость такого приспособления, рассчитанная по единым нормам и расценкам СССР (с учетом поправочных коэффициентов) существенно ниже себестоимости кантователей двигателей весом до двух тонн, предлагаемых в Сети.
Литература:
- Филатов М.И., Подлевских А.П. Стенд для диагностики, ремонта и обкатки ДВС. Авторское Свидетельство РФ RU2269106C2, Кл. G 01 M 15/00 от 05.04.2004.
- Гуревич Д.Ф., Цырин А.А. Ремонтные мастерские совхозов и колхозов: Справочник. – Л.: Агропромиздат., Ленинградское отделение, 1988.