В Совфеде обсудили актуальные вопросы развития отечественного тракторостроения

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, под руководством первого заместителя – Сергея Митина, организовал и провел совещание на тему «актуальные вопросы развития отечественного тракторостроения». В ходе совещания Митин обратил особое внимание на то, что несмотря на предпринимаемые Правительством и профильными министерствами меры по технической модернизации аграрного сектора экономики, достигнутые положительные результаты, парк сельскохозяйственной техники страны характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью морального износа. Так, парк тракторов и самоходных уборочных машин с начала 90-х годов сократился в 6 раз, тракторы с вышедшими сроками амортизации и эксплуатации (10 лет и старше) составляют более 70% всего парка тракторов.

По данным официальной статистики, на сентябрь 2019 г. российские аграрии имели в наличии около 430000 тракторов, что на 20000 или 4,6% меньше, чем годом ранее. Некоторые эксперты объясняют это сокращение смещением спроса в сторону более мощных и производительных машин. Наиболее востребованными в сельском хозяйстве остаются тракторы малой и средней мощности, которые на сегодняшний день в России практически не производятся. Так доля рынка российских тракторов мощностью от 60 до 120 л.с. составляет всего 0,3%. «Данный факт может рассматриваться как угроза экономической безопасности агропромышленного комплекса страны», – сказал Сергей Митин.

Парламентарий подчеркнул, что отставание технико-технологической базы приводит к низкой эффективности сельскохозяйственного производства, срыву агротехнологических процессов, а как следствие отставанию уровня урожайности, производственным потерям, снижению качества, недостаточной производительности труда и эффективности производственных затрат.

За последние годы разработан и реализуется комплекс мер государственной поддержки сельскохозяйственного машиностроения, позволивший производителям увеличить производственные мощности, поднять качество продукции, создать новые машины. В 2017 г. принят важный документ государственного планирования развития отрасли – «Стратегия развития сельхозмашиностроения России на период до 2030 года». Одной из первоочередных задач этой Стратегии проанонсировано «обеспечение отечественным машиностроительным предприятиям сельхозтехники равных конкурентных условий с зарубежными производителями техники».

По данным Минпромторга России, в настоящее время действует 10 программ государственной поддержки сельхозмашиностроителей, реализуемых в соответствии с нормами ВТО и ЕАЭС. В том числе субсидия, направленная на стимулирование инвестиций в производство сельхозтехники, специальный инвестиционный контракт, компенсация утилизационного сбора, компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, компенсация затрат на сертификацию продукции на внешних рынка, транспортировку. «Меры государственной поддержки сельхозмашиностроителей, условия их получения полностью освоены региональными правительствами. Менеджмент заводов обладает достаточной компетенцией по подготовке необходимой документации для получения государственных субсидий», – сообщил Митин.

С 2013 по 2019 гг. производство тракторов выросло в 6 раз – с 550 до 3300 машин, а в рамках лизинговых программ только в 2019 г. на рынок было поставлено более 7000 единиц сельхозтехники – отметил Митин. По его словам, некоторое опасение вызывает то что, несмотря на существующие меры поддержки, до настоящего времени не выбран партнер и не заключен специальный инвестконтракт для реализации проекта по созданию в России серийного производства тракторов малой мощности. «Для привлечения партнеров требуется создать реалистичные и выполнимые условия локализации производств с учетом неудовлетворительного состояния компонентной базы и имеющегося опыта производителей сельхозтехники», – сказал он.

Также, в ходе совещания обсуждались возможности роста производства отечественных тракторов и как обеспечить аграриев достаточным количеством сельхозтехники. В мероприятии приняли участие и представители сельхозмашиностроения, в том числе Владимир Кравченко – генеральный директор компании «Самэ Дойц-Фар Руссиа».

Опубликовано: 22.01.2020