На что идут ресурсы или как малый бизнес в сельском хозяйстве может решить вопрос продовольственной независимости

Программы «Начинающий фермер» и «Семейные животноводческие фермы», реализуемые в рамках Госпрограммы развития АПК с 2012 года, на деле показали свою эффективность. Благодаря созданным новым фермерским хозяйствам, построенным семейным животноводческим фермам в субъектах РФ стало очевидно, что за счет малого бизнеса можно решить не только задачи развития сельских территорий, но и продовольственной безопасности страны.

Башмачникова О.В., Председатель «Аграрной партии России»

На селе в программы поверили, и вера эта выразилась в том, что 80 субъектов РФ предоставили заявки на участие в программе «Начинающий фермер» в 2015 году на сумму, требующую софинансирования из средств федерального бюджета в размере 10,4 млрд рублей. А в 75 регионах разработали и представили региональные программы по развитию семейных животноводческих ферм на сумму 14,3 млрд рублей. Об этом говорят официальные цифры Минсельхоза РФ. И это значит, что в сложных экономических условиях регионы выделили на данные направления региональное софинансирование.

Так почему же в ситуации, когда достижение продовольственной безопасности и независимости ставится в качестве основной задачи страны, наиболее эффективный способ ее решения через диверсификацию инвестиций в сельское хозяйство за счет развития малого бизнеса в АПК не используется? Даже после изменений, внесенных в Государственную программу развития сельского хозяйства и увеличения объема ее финансирования на 47% в 2015 году, не нашлось дополнительного миллиарда на увеличение таких значимых направлений как поддержка начинающего фермера и развитие семейных животноводческих ферм. Мы не говорим о сельскохозяйственной потребительской кооперации, где ситуация обстоит еще хуже.

Так, в 2015 году на развитие семейных животноводческих ферм выделяется всего 1,4 млрд рублей, а на поддержку начинающего фермера 1,9 соответственно. Увеличение финансирования данных направлений планируется с 2016 года – до 3,9 и 4,3 млрд рублей соответственно. Но поймут ли это те 80 субъектов РФ, которые в надежде на адекватность решений государства выделили региональные средства, подготовили региональные программы, требующие, чтобы Федеральный бюджет их поддержал, хотя бы незначительно, уже сегодня.

По итогам реализации мероприятий в 2013 г. Министерство сельского хозяйство РФ сделало следующие выводы:

  • мероприятия по поддержке начинающих фермеров востребованы в субъектах Российской Федерации и способствуют созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности;
  • стимулируется создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств на основе личных подсобных хозяйств, ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции;
  • реализация мероприятий по поддержке начинающих фермеров является мерой «зеленой корзины» и не подпадает под ограничения в условиях членства Российской Федерации в ВТО;
  • мероприятия по поддержке начинающих фермеров целесообразно продолжать в течение всего периода реализации мероприятий Государственной программы до 2020 года.

Справочная информация по программе «поддержка начинающих фермеров»: в 2013 году фактически грантовая поддержка оказана 2870 фермерам или 168% к запланированному показателю. В 2012 г. грантовая поддержка оказана 3013 хозяйствам начинающих фермеров. Хозяйствами начинающих фермеров, получившими грантовую поддержку в 2012 г., приобретено в 2013 г. птицы – 61,4 тыс. гол.; овец и коз – 15,7 тыс. гол.; КРС – 14,6 тыс. гол. (из них 3,6 тыс. гол. коров).

В целях создания и укрепления производственной базы своих хозяйств начинающими фермерами-грантополучателями приобретено: 4,2 тыс. ед. сельскохозяйственной техники и оборудования, 1572 т семян сельскохозяйственных культур, 3,9 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 892 тыс. ед. посадочного материала, 507,2 тыс. пчелосемей, 457,5 тыс. мальков рыб; приобретено, отремонтировано производственных зданий и помещений – 401 единица. Построено дорог и подъездов к фермерским хозяйствам – 5,5 км.

Начинающими фермерами, получившими грантовую поддержку в 2013 г., планируется создать 6000 новых постоянных рабочих мест в сельской местности.

Когда и что эффективно?

В ноябре 2014 года, в рамках первого «международного агропромышленного молочного форума» состоялся круглый стол «Молочное скотоводство: повышение продуктивности и рентабельности». Считаем, данное мероприятие имело наиболее высокую значимость на прошедшем форуме для формирования реального положения дел в молочной отрасли.

Фото с первого международного молочного форума

Фото с первого международного молочного форума.

По мнению ученого Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Владимира Суровцева - рентабельность молочного животноводства не всегда зависит от показателя продуктивности скота. Важно ответить на вопросы: сколько при такой продуктивности живет корова и какой процент выбраковки стада?

Оптимальность решений при определении размеров реализуемых в молочном животноводстве проектов определяется большим количеством факторов. И важно реализовывать именно те из них, которые имеют конкурентные преимущества по ряду позиций. Здесь эффект масштаба далеко не всегда срабатывает. Малые фермы до 500 голов могут быть рентабельны вне зависимости от продуктивности, решающую роль будут играть стоимость и сбалансированность кормов, затраты на заработную плату, процент выбраковки коров, срок жизни коровы, оптимальные для данного размера фермы технологии, стоимость скотоместа, суммарный размер инвестиций, эффективный менеджмент и т.д.

Внешний инвестор, который входит в молочный бизнес, в расчете на господдержку, вкладывается сразу в крупную ферму, сталкиваясь при этом с огромными трудностями из-за отсутствия базового опыта и высокими инвестиционными издержками. Соответственно завтра, не получив ожидаемой прибыли, он готов из бизнеса выйти, оставив за собой убытки, невозвращенные кредитные ресурсы, неэффективно потраченные средства господдержки. И, наоборот, на семейных фермах идет долгосрочное вложение оптимально рассчитанного капитала в сельское хозяйство, как человеческого, так и финансового. Хозяйства, связывающие с бизнесом образ жизни, являются долгосрочными инвесторами.

Сегодня в молочном животноводстве нет работающей бизнес-модели. Каждый бизнес индивидуален. Нельзя сказать – чем выше поголовье, тем выше эффективность. Даже ферма на 50 голов может быть эффективной, если в ней сбалансированы все составляющие успеха молочного бизнеса. Собственно такие фермы успешны во всем мире.

Таким образом, убыточными или прибыльными могут быть хозяйства различных категорий и размеров. И истинным, и объективным показателем рентабельности является поэтапный прирост поголовья. Например, средняя продуктивность 8000 литров, свойственная Ленобласти, не сделала молочную отрасль в регионе рентабельной. Так значит нужно более глубоко и детально анализировать причины успеха и неуспеха. Именно такой анализ позволит выработать правильные меры государственного регулирования и поддержки молочной отрасли, избежать неэффективного расходования государственных средств.

Любая ферма, прежде всего, должна иметь эффективный качественный менеджмент и собственную кормовую базу – говорил на круглом столе представитель Финской компании Ярмо Пупутти, являющийся генеральным директором АО Райсиагро. Так, в Финляндии наиболее эффективные фермы имеют размер 50-60 голов. Им свойственен высокий уровень управляемости, наличие собственных кормов, использование современных технологий. В случае снижения закупочных цен, государственная поддержка позволяет им выровнять доходность. Основной лозунг здесь «Умей управлять». Именно этот фактор определяет неэффективность внешних инвесторов, пришедших в молочный бизнес без должных знаний и опыта.

В связи с этим, возникает вопрос: можно ли говорить о приоритетности крупных ферм? Многие из них сегодня находятся на грани банкротства, и именно из-за отсутствия грамотного менеджмента. А ведь чем больше поголовье, тем меньше управляемость.

В сегодняшних реалиях, когда вопрос продовольственной независимости страны стоит особенно остро, важно создавать условия для развития эффективных молочных ферм любых размеров, поскольку эффективность может достигаться различными факторами. Именно поэтому не должно быть ручного управления инвестициями в данной отрасли сельского хозяйства, ибо оно не предусматривает возможность создания эффективных ферм на 50, 70, 100, 200 голов дойного стада, выкидывая этот сектор на обочину господдержки.

Реализуемая Минсельхозом программа по развитию семейных животноводческих ферм показывает высокие результаты и высокий конкурс при сильно ограниченных ресурсах. Хозяйства, участвующие в программе – это действующие успешные КФХ, которые планируют расширить свой бизнес, в том числе за счет молочной фермы. Вот на что должно быть обращено внимание государства.

К сожалению, пользуясь всеми доступными средствами лоббирования, крупные молочные производители отстаивают только свои интересы, обосновывают необходимость увеличения средств господдержки на крупные комплексы, считая это государственным приоритетом.

Справочная информация по подпрограмме «развитие семейных животноводческих ферм»: в 2013 г. фактически оказана грантовая поддержка 797 хозяйствам (в 5 раз больше, чем планировалось на 2013 г.). В 2012 г. грантовая поддержка оказана 788 крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, получившими грантовую поддержку в 2012 г., приобретено в 2013 г.: птицы – 47,3 тыс. гол., овец и коз – 3,4 тыс. гол., крупного рогатого скота – 10,6 тыс. гол. (из них 5,7 тыс. гол. коров).

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, получившими грантовую поддержку в 2013 г., планируется создать 2300 новых постоянных рабочих мест в сельской местности.

Всеми субъектами Российской Федерации целевые показатели выполнены. По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации на семейных животноводческих фермах создано 650,2 тыс. скотомест, где средняя стоимость скотоместа составила 120000 рублей.

Семейные фермы приоритет мировой аграрной экономики

В первую очередь, состоявшийся международный агропромышленный молочный форум был призван способствовать развитию, повышению эффективности, рентабельности и инвестиционной привлекательности предприятий молочной отрасли. Стал ли он таковым? Скорее нет, чем да.

На фоне ограниченных средств федерального бюджета, высокой стоимости кредитных ресурсов и отсутствия у коммерческих банков средств на кредитование миллиардных инвестиционных проектов, на фоне огромной задолженности сельхозорганизаций коммерческим банкам и неспособности погашать имеющуюся задолженность, речь на форуме шла только о крупных сельхозорганизациях. Именно последние, по мнению Даниленко А.Л., возглавившего к настоящему времени уже не только Союз производителей молока, но и комитет по агропромышленной политике ООО «Деловая Россия», дают увеличение объемов производства молока и являются стратегической составляющей отрасли.

Мощный пиар крупного бизнеса лишний раз доказывает его значительные лоббистские возможности, а также имеющиеся страхи и опасения из-за того факта, что в условиях, экономически сложных для России, государство поддержит как раз не крупный сектор экономики. С трибуны призывали тратить государственные средства только на сельскохозяйственные организации – все остальное – ни-ни – рудимент.

А что это – все остальное? Это в первую очередь КФХ, которые за 5 лет по отрасли в целом увеличили поголовье на 500000 голов. Это КФХ, которые с 2000 по 2013 год увеличили производство молока в 3,2 раза, в то время как СХО снизили его на 14%. Это микропредприятия различной организационно правовой формы, дающие вместе с КФХ 15% молока. Это ЛПХ, производящие так же значительную долю молока и нуждающиеся в кооперации, о чем сказал министр сельского хозяйства республики Татарстан на одном из круглых столов, посвященных вопросам кластеризации молочной отрасли.

В других странах микро бизнес стал малым и даже крупной структурной составляющей молочной отрасли благодаря именно кооперации. В Финляндии, например, фермерские молочные продукты Валио производятся в рамках крупнейшего фермерского кооператива, хотя средний размер семейной фермы 27 голов. Во всех странах Европы средний размер поголовья коров не превышает 100 голов. В Америке по-другому? Да, есть крупные фермы – те, которые выросли из поколений фермерского бизнеса, начинающего с 50 голов. Потому-то они и не разоряются как у нас, и кредиты возвращают – очень профессиональные специалисты, знающие все тонкости молочного ремесла.

У нас доля успешных крупных организаций мала. Большинство из них не окупается и за 15 лет – потому как попробуй, окупи миллиарды, вложенные в инвестиционный проект в рыночной экономике. Но ведь можно просить государство погасить убытки. Да и куда оно денется – ведь крупные объемы дают.

Вот Правительство и не делось никуда, несмотря на тот факт, что Аркадий Дворкович, присутствующий на совещании, на хвалебные отзывы Даниленко в адрес СХО прореагировал фразой о том, что не все так просто с фермерскими хозяйствами и есть КФХ, эффективнее чем СХО, с программы развития семейных животноводческих ферм, планируемое первоначально увеличение аж до почти 5 млрд. в год – сняли. Крупному бизнесу не понравилось и, в результате, ни на рубль не увеличили объем финансирования такой эффективной программы. А ведь для России это сегодня важнейший путь диверсификации рисков – при низких инвестиционных издержках, низкой стоимости скотомест, можно дать стабильное окупаемое увеличение молока. И никакой диверсией данную молочную реку не осушишь – слишком ручейков много.

Об этом, кстати, в рамках круглого стола говорили и представители страхового бизнеса – Союза агростраховщиков России – реализация рисков в молочном животноводстве на крупной ферме эквивалентна экономической и социальной катастрофе для страны.

Парадоксально, что все иностранцы, присутствующие на форуме, в своих выступлениях говорили о своих европейских, сингапурских фермерах. Даже Альфа-Лаваль называл семейный бизнес эффективным, проинформировав о том, что компания производит оборудование для совсем маленьких ферм, в том числе. Так как в Европе только такие и есть. Есть и у нас – создаются в рамках программы развития семейных животноводческих ферм. Реализуемая подпрограмма показывает высокие результаты. Всего за 1,5 млрд рублей в год по всей России, с учетом региональных средств, профинансировано почти 800 проектов за год. Небольшие, окупаемые проекты ферм на 50, 70, 120, 200 и т.д. голов со средней стоимостью скотоместа 120000 рублей. Далее наиболее эффективные из них увеличивают поголовье до 300-400 голов.

Данная форма хозяйствования при сбалансированной кормовой базе и технологичном доильном оборудовании способна давать и высокие удои, и низкую выбраковку, и как следствие, низкую себестоимость молока.

Никто не говорит о том, что нужно только малое направление развивать. В настоящее время оправданы и более крупные фермы, дающие сразу значительный объем молока, но только если они эффективны и управляются грамотным специалистом. Дай бог, чтобы именно таких было больше. Однако возникает вопрос – какой процент таких эффективных ферм из всех СХО и чем заменять убыточные? Не построишь на каждую неэффективную крупную ферму новую такую же – нет столько грамотных менеджеров у нас в молочном животноводстве, не обучены. Ведь не зря Дмитрий Штейнсапир, управляющий партнер FVG Capital partners, вопреки ожиданию собравшихся, сказал на круглом столе форума о том, что ни один бизнес-план крупного инвестиционного проекта в молочном животноводстве не окупаем. Жаль, что его не слышали «сильные мира сего». Поэтому, вместо кооперирования малых производителей молока, государство вынуждено закрывать финансовые проблемы имеющихся гигантов, а не закроешь – отрасль рухнет.

А что если все-таки государство взяло бы на себя задачу параллельного выстраивания эффективной кооперированной фермерской системы молочного животноводства? Нельзя без нее сегодня…

Башмачникова Ольга Владимировна, Председатель всероссийской политической партии «Аграрная партия России».
Фотоматериалы предоставлены автором.

06.02.2015