Последствия мирового финансового кризиса для продовольственной безопасности России.

По данным Минсельхоза России недобор зерна нового урожая составит в 2010 году около 30 млн т. И хотя правительство заверяет, что причин для беспокойства нет, по нашему мнению последствия климатических аномалий не могут не сказаться на стабильности мировых и российских продовольственных систем. Неустойчивость мировых рынков сельскохозяйственной продукции, например резкое подорожание хлопка-сырца сразу на 30% как и других товаров, усугубляется и накладывается на последствия не закончившегося глобального финансового кризиса и общей слабости экономики в РФ.

Как известно мировой экономический кризис начался с развала ипотечной системы в США и явился, в основном, следствием отмены Золотого стандарта на важнейшие валюты мира в соответствии с «Ямайской системой валютного регулирования. Эта система с изменениями принятыми на конгрессе в Базеле в текущем году действует до настоящего времени. Кроме того страховыми компаниями и крупнейшими банками США и других стран с помощью так называемых деревативов (прим. ред., деревативы - вторично застрахованные страховые обязательства) был надут финансовый пузырь ничем не обеспеченных денег. Эти виртуальные суммы в десятки раз превышали весь мировой ВВП, который составляет примерно 60 трлн долларов. Образовались огромные бреши в финансовых системах. Правительства развитых стран вынуждены были превратить долги рынка в долги бюджета, только США использовали для ликвидации дефицита платежей около 2 трлн.долларов, Евросоюз 600 миллиардов долларов. Сопоставимую сумму использовали в Китае. В Евросоюзе даже была создана тайная группа на уровне зам. министра финансов стран доноров для выработки мер по спасению финансовой системы. В результате только на ликвидацию дефолта в Греции и других стран было выделено около 1 трлн долларов. Такая же дилемма встала сейчас перед правительством Японии, государственный долг, которой превысил 200% ВВП.

В течение 2008-2009 года правительство Д. Медведева, В. Путина спасал банковскую систему и некоторые промышленные акционерные предприятия путем вливания в экономику огромных средств. Конечно в РФ эти суммы скромнее, но и ВВП не превышает 1,3 трлн долларов. Значительная часть этих денег, вместо инвестиций, была обналичена и выведена получателями на счета зарубежных банков, выплачена в качестве бонусов и дивидендов топ - менеджерам и акционерам компаний. Внутри страны использование этих средств также было далеко от идеального: В 2009 году российские регионы и муниципалитеты неэффективно потратили 415 миллиардов рублей. По словам В. Путина, только в образовании «пустые» расходы составили 142 миллиарда рублей- на эти деньги можно было повысить зарплаты педагогов на 27%. Надо добавить к этим цифрам теневой оборот, который по данным независимой ассоциации «Юристы за права человека», в России составляет 50 % ВВП страны. В мировом рейтинге коррупции Россия занимает 146-е место из 180. Всё это привело к усилению инфляции с начала года до 5,4%.

В сельском хозяйстве России кризисные явления не прекращаются с 1990 года. Засуха 2010 года, изъятие огромных бюджетных средств на смягчение рыночного финансового дефицита заставили по новому взглянуть на проблему защиты внутреннего продовольственного рынка нашей страны. «Рост мировых цен на сельскохозяйственные товары в 2007-2008 гг. и обесценение рубля во второй половине 2008 г. придали новый стимул инициативам Министерства сельского хозяйства РФ по разработке Доктрины Продовольственной безопасности России, проект, который был одобрен правительством РФ в декабре 2008 г.

Исследование доступности и защиты внутреннего продовольственного рынка и оценка соответствия положений Доктрины продовольственной безопасности условиям вступления России в ВТО являются актуальными задачами в свете развивающейся интеграции агропродовольственного комплекса России в мировое хозяйство.

Министр сельского хозяйства России на Всероссийском зерновом форуме в 2009 году заявил, что в перспективе 10-15 лет планируется обеспечить стабильный экспорт зерна в объеме 40-50 млн.т в регионы Центральной, Юго-Восточной Азии, Дальнего и Ближнего Востока, Южной Европы.

В условия когда в страну заводится 50% потребляемого молока и 60% мяса и мясных продуктов такие планы на наш взгляд не совсем реальны. Видимо зерновые ресурсы следует, прежде всего, направлять на производство животноводческой продукции внутри страны.

В промышленной Челябинской области в нынешнем году списано 45% площадей зерновых культур. По данным Минсельхоза области ущерб составил порядка 10 млрд. руб. В настоящее время селянами заготовлено всего по 16,3 ц кормов на одну условную голову. Под данным Минсельхоза области будет собрано не более 650 тыс. т. зерна. Мяса и молока в области также производится меньше половины потребности. За последние годы снизилась прибыль хозяйств и их рентабельность (рисунок 1).

Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Челябинской области

Рисунок 1. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Челябинской области.

Это требует незамедлительных мер по выводу области из продовольственного кризиса. «По инициативе нового руководства региона в Увельском районе будет построено предприятие по производству инкубационного яйца бройлеров для птицефабрик мясного направления. Инвестор, заинтересованный в проекте, - ООО «Уральская мясная компания». Под строительство уже выделено 450 гектаров земли. На получены деньги администрация района проведет подготовительные работы для будущего строительства: топографическую съемку местности, геологические изыскания. Будут подведены коммуникации. В Кунашакском муниципальном районе тоже планируют привлечь инвесторов для строительства птицефабрик».

В сентябре на заседании Законодательного Собрания области депутатами были приняты изменения в региональный бюджет, которые обусловлены ростом доходной части основного финансового документа области. Как сообщил первый заместитель губернатора Челябинской области Сергей Комяков, доходы областного бюджета увеличились на 2 миллиарда 108,9 миллиона рублей. Это стало возможным благодаря уточнению прогноза собственных поступлений в бюджет на 1 миллиард 365,6 миллиона рублей, а также за счет привлечения дополнительных федеральных трансфертов в размере 743,3 миллиона рублей на субсидии хозяйствам, пострадавшим от засухи. Всего в области признано пострадавшими 459 хозяйств различной формы собственности.

Параметры бюджета по доходам и расходам с учетом изменений составляют: по доходам - 75 миллиардов 962,8 миллиона рублей, по расходам - 86 миллиардов 27,5 миллиона рублей, дефицит - 10 миллиардов 064,7 миллиона рублей.

Рост доходов бюджета вселяет некоторый оптимизм, в том, что селу будет оказана необходимая помощь для смягчения последствий засухи 2010г.

Зальцман В. к.э.н. доцент кафедры Земледелие ЧГАА, г. Челябинск.

12.01.2012